для нанесения вреда или нападения, желания сохранить и накопить. Потребление пищи связано с

желудочными импульсами, пассивной восприимчивостью, агрессивным поглощением и перевариванием. Удаление отработанных продуктов связано с анальной эвакуацией и возможностью накопить с помощью анальной задержки. Конфликт между этими тремя векторами лежит, по мнению Алексан-дера, в основе желудочно-кишечных расстройств.

Мы же считаем, что этот конфликт формируется между пятью реакциями на препятствия. Одни реакции предпочитаются, другие - отвергаются, а ход их чередования нарушается.

Таким образом, у ребенка формируется типичный для язвенника ход реакций на препятствие: агрессию миновать (подавлять), хватать еды, как можно больше (накоплять), а затем отвергать (срыгивание, рвота) - демонстрация. Эти реакции закрепляются как ответ на сильные потребности. В дальнейшем, когда ребенок станет взрослым и его потребности в питании будут полностью удовлетворяться, он проявит подобную реакцию на отсутствие удовлетворения самой важной для него потребности, для большинства этот будет потребность в любви, хотя возможны и другие варианты: потребность в разного рода самовыражении и пр.

Клинические наблюдения показывают, что нередко причиной язвенной болезни являются конфликты в сфере деятельности. В этом случае роль человека, желанное тепло которого (или которых) в большинстве случаев не получил будущий язвенник, начинают играть деньги. Привязанность к человеку в этом случае заменяется привязанностью к деньгам. Автору пришлось быть свидетелем случая, когда тяжелое язвенное кровотечение при бессимптомном течении язвенной болезни открылось у состоятельного пациента. Отличительной особенностью его была страсть к накоплению, даже небольшие траты воспринимались им крайне болезненно. Наблюдалась вся типично язвенная психологическая картина: скрытая агрессия, отсутствие принятия ситуации и гнев на людей и обстоятельства, которые заставляют его расходовать такие милые его сердцу деньги. Кстати, вкладывал в дело он эти деньги без сожаления, отвергались только




Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Тэги: ,