вслед за накоплением должна идти реакция принятия. На психологическом уровне это отвержение, часто обида, гнев, желание мести и расплаты (демонстрация после концентрации, ведь месть всегда неконструктивна - «фантомный» вариант). Мы видим, что вместо нормального перехода реакции накопления (желудок) в реакцию принятия (12-перстная кишка) идет патологический ее ход («реакция пренебрежения», по терминологии китайской акупунктуры). Это движение из реакции накопления в реакцию концентрации, проявлением которой является гнев, возможно, подавленный. Рефлюкс может рассматри-

ваться и как попытка нормализовать (подавить) излишнюю агрессию, нейтрализовав кислотность желудка щелочным содержимым 12-перстной кишки.

Следствием рефлюкса является преждевременный сигнал о нейтрализации, «обманутый привратник» пропускает агрессора - «кислое содержимое», который разъедает недостаточно защищенную слизистую и вызывает образование язвы. Аналогом реакции гнева - концентрации - в организме является высокая концентрация пищеварительных ферментов, которая принимает участие как в формировании язвы («самопереваривание»), так и в развитии сопутствующего панкреатита. У кого-то из старых французских поэтов есть такая строчка: «...Люби меня! Иль проклят будь!» Она хорошо отражает ход реакций язвенного больного. Таким образом, трагедия разворачивается на стадиях накопления и концентрации, причем, при обратном ходе реакции (рис. 26).

Вообще, для психологического портрета язвенного больного характерно сочетание стремления к близости и отвержение. Эта двойственность выражается метафорами: «Меня тошнит от него!», «Я его не перевариваю!» - это по отношению к другим, а также «Есть себя поедом» - по отношению к себе. Человек не принимает, испытывает неприязнь по отношению ко всему, что ему не по вкусу. Он сопротивляется новым идеям, не может приспособиться к новым людям и ситуациям. В нем сильно развит внутренний критик, который мешает прислушаться к голосу своего сердца.

При язве желудка течение болезни отличается отсутствием рефлюкса,




Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Тэги: ,