Гипертоническая и гипотоническая болезни. Дистонии.

Изменение давления в сосудистом русле является приспособительным механизмом. При увеличении физической нагрузки, когда функционирующие органы и ткани нуждаются в повышенном количестве питательных веществ, увеличение давления во всем кровяном русле ускоряет кровоток. Кроме того, с помощью локальных спазмов сосудов уменьшается кровоток в тех органах, участие которых в данный момент не обязательно.

Когда нагрузка уменьшается, давление в целях снижения расхода энергии становится ниже.

Таким образом, само по себе снижение или повышение артериального давления, смена этих процессов ни заболеванием, ни симптомом болезни не являются. Это - общее замечание, касающееся всех симптомов. Когда же отклонение показателей артериального давление от средних для каждого возраста цифр становится симптомом заболевания?

Это происходит в том случае, когда артериальное давление держится на высоких цифрах после того, как надобность в этом исчезла (при гипертонии). При гипотонической болезни давление остается низким и в тех случаях, когда есть необходимость в его повышении. Дистонические состояния сосудистого русла, определяемые как вегето-сосудистые дистонии по гипертоническому, гипотоническому и кардиальному типу, представляют собой сосудистый неадекватный ответ на внешнее воздействие. Этот ответ менее выражен, чем в случае гипертонической, гипотонической или ишемической болезни. Мы объединили эти заболевания в одном разделе, так как, по нашему мнению, в их основе лежат одни и те же механизмы.

Стойкое повышение артериального давления, которое не снижается даже после продолжительного физического и эмоционального отдыха, обычно наблюдается у довольно энергичных, деятельных людей. Есть даже такое мнение, что высокое давление - это предпосылка для активной деятельности мозга. В пример приводится множество людей, высокое давление у которых не помешало их высоким достижениям. Все было бы прекрасно, если бы стойкое повышение давления не приводило к осложнениям, самым грозным из которых является инсульт.

Внешний вид и поведение таких людей как бы свидетельствует о том, что артериальное давление «распирает» их изнутри: полнота и полнокровие (красный цвет лица), подвижность и раздражительность (частые вспышки не всегда мотивированного гнева) и многое другое. Одним словом, налицо застой энергии. В какой же фазе она застаивается? Гнев свидетельствует о том, что это - фаза демонстрации-концентрации. Своим «симптоматическим поведением» гипертоник как бы говорит: «Смотрите, что делается! Люди и обстоятельства не позволяют мне справиться с препятствиями!» Мы назовем эту форму гипертонии - «гипертонией руководителей». Она менее злокачественна, чем следующие формы, так как часть энергии все же погашается в фазе экспансии. Эти люди имеют возможности для выброса энергии в виде открытой агрессии - в ее разрушительной и созидательной форме. Энергия выбрасывается, но недостаточно для системы энергетики именно этого человека - и эта энергия распирает его. Именно так и выражаются подобные пациенты: «меня всего распирает», «я лопаюсь от злости», «мне необходимо спустить пар». В родительской семье у таких больных требовали достижений и совершенства (рис. 36).

Такие пациенты практически всегда недовольны результатами своей деятельности. После получения результата (экспансия) они сразу же испытывают гнев (концентрация): гнев на других - обида и раздражение, гнев на себя - чувство вины, гнев на обстоятельства - чувство бессилия. Все это-разрушительные эмоции (при их чрезмерной выраженности).

Есть другая, более тяжелая форма гипертонии. Чаще этой формой страдают женщины, причем их внешний вид не свидетельствует о наличии огромной энергии: они бледны и спокойны, даже чрезмерно. О таких говорят, что их не видно и не слышно. Эту форму мы называем «гипертонической болезнью домохозяек». Ясно, что и в этом случае давление свидетельствует о застое в фазе демонстрации-концентрации и, следовательно, гнев присутствует и здесь, однако гнев подавленный. Такие пациенты не имеют права проявлять свой гнев открыто, так как опасаются разрыва важных для них отношений: с близкими людьми или руководителем. Поскольку в этом случае сброса энергии нет вовсе, гипертония протекает более злокачественно. У таких пациентов в родительской семье требовали послушания и сдержанности чувств. Для них характерны выражения: «запри свои чувства на замок», «твои проблемы никого не интересуют». Александер (1951) писал, что для гипертоников характерно желание открыто выразить свою агрессивность при одновременной потребности в пассивном и адаптированном поведении. По всей видимости, он имел в виду именно эту форму гипертонии (рис. 37).

Еще более тяжелым становится течение болезни, если к подавленному гневу присоединяется страх (кстати, он может быть и с самого начала заболевания). В этом случае включается «орган страха» - почки - и речь идет о почечной форме гипертонической болезни. Движение энергии в обратном направлении - от реакции концентрации к реакции капитуляции приводит к разрушительным последствиям. К застойным симпатическим воздействиям на тонус сосудов присоединяется механизм задержки в организме жидкости из-за нарушения (избытка) концентрационной функции почек (рис. 38).

Из приведенного выше ясно, что терапевтической мишенью для психокоррекции таких больных будут фазы концентрации, а при почечной форме - добавится и фаза капитуляции. Проблема застоя в фазе концентрации может быть продуктивно решена только одним путем - переходом к фазе экспансии. Для разных типов гипертонии она должна решаться разными способами.

При «гипертонии руководителей» акцент нужно ставить на отношение пациента к результатам его деятельности. Это тот случай, «когда наполовину наполненный стакан характеризуется пациентом как полупустой». Увидев, что результат его экспансии не тот, на который он рассчитывал, такой пациент возвращается в фазу концентрации в форме раздражительности и гнева. Всякое же движение против хода энергии - разрушительно.

По теории Эллиса, у таких пациентов существуют иррациональные установки долженствования и совершенства. Они считают, что все должны добиваться полного выполнения их желаний и распоряжений. Переформирование отношений таких людей к результату, когда «наполовину наполненный стакан станет полуполным», приведет к тому, что после фазы экспансии последует фаза накопления и пациент с новой энергией пойдет по созидательному кругу чередования эмоций.

В дополнение не лишним будет научить таких пациентов телесно-ориентированным методам сброса энергии - специальным упражнениям. Мы полагаем, что методы релаксации, которые многие терапевты предлагают таким пациентам, являются временным и не лучшим выходом из ситуации. В трансовой работе можно приложить усилия для переформирования эмоции гнева в волю, именно сильная воля позволяет добиться того результата, к которому стремится такой пациент.

При «гипертонии домохозяек» акцент делается на перевод скрытого гнева в его открытые формы, естественно, социально-приемлемые, а уж затем - в экспансию.

Рис 38. Почечная гипертония

Клинический пример: Больная Л., 37 лет, домохозяйка, диагноз - гипертоническая болезнь 2-й степени, в течение последних трех лет стойкое повышение артериального давления до 160-170 мм ртутного столба систолическое и 95-105 - диастолическое, периодически принимает гипотензивные препараты. В психологическом статусе отмечается подавленная агрессия, что выражается в покорной позе, тихом голосе и невозможности полностью открыть рот. Когда больной задали вопрос, может ли она кого-нибудь укусить, она ответила, что для этого даже «рта открыть не сможет». Пациентка никогда не работала. Ее муж - преуспевающий бизнесмен, которого она бешенно ревнует к его родной сестре, утверждая, что он уделяет сестре гораздо больше внимания и оказывает материальную помощь в большем объеме, чем та заслуживает. Мужу она об этом ничего не говорит, так как боится его негативной реакции, хотя отношения в семье - хорошие. В течение пяти сеансов с больной проводилась работа в недирективном трансе, во время которой последовательно разворачивались реакции преодоления препятствий. Это были времена года, стихии, органы чувств, цвета, формы и другие характеристики реакций. Акцент делался на реакции экспансии, именно характеристикам этой реакции уделялось больше времени, и во внушениях звучали мотивы переформирования гнева в волю, а радости в благодарность. На шестом сеансе пациентка со смехом рассказала о том, что она в течение получаса высказала изумленно слушавшему ее мужу все свои претензии. Не успел он ответить на них, как она почувствовала облегчение, расплакалась, чего она никогда не делала раньше, и, главное, почувствовала, как ушло чувство ревности. После этого давление стойко нормализовалось. По нашему совету больная устроилась на работу, с тех пор прошло 2 года - рецидивов болезни нет.

В развитии гипотонической болезни могут принимать участи разные факторы, имеется в виду, что нарушения могут быть в разных фазах преодоления препятствия. Прежде всего могут страдать механизмы накопления энергии, в основном генетически. Кроме того, возможны заболевания органов - поставщиков энергии: желудка и поджелудочной железы. В фазе капитуляции возможна излишняя энергия расслабления, а в фазе концентрации - отсутствие возможности собрать энергию, за что ответственна печень. Определить, на какой фазе произошли нарушения, можно по эмоциональным и поведенческим проявлениям. Полное отсутствие мыслей о будущем, абсолютное спокойствие, не соответствующее ситуации, это - слабая фаза накопления. Постоянная сонливость, полная расслабленность даже в ситуациях, когда нужно собраться, это - чрезмерно выраженная фаза капитуляции. Безволие, неспособность к действиям и принятию решений - слабая фаза концентрации.

Гипотоническая болезнь не влечет за собой таких разрушительных последствий, как гипертоническая. Многих пациентов ее симптомы даже не беспокоят, так как они предпочитают пребывать в своем внутреннем мире, мире грез и фантазий, а для этого много энергии не нужно. И все-таки, если пациента беспокоит отсутствие энергии, то существуют телесно-ориентированные способы ее накопления, особенно в восточных школах. Существуют также упражнения для уменьшения степени расслабления и развития воли. Особенно много внимания упражнениям по развитию воли уделял Ро-берто Ассаджиоли.

ФАЗЫ ВОЛИ

1. Первая фаза включает в себя: а)задачу - цель - намерение;

б) оценку;

в) мотивацию, в том числе обнаружение бессознательных влечений и не подавление их, а использование в процессе достижения цели.

Мотивация предполагает оценку, а она возможна лишь при наличии и шкалы ценностей. Цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной «положительной валентностью».

2. Рассмотрение, обдумывание, взвешивание.

Цель и задача должны не только обладать высокой ценностью, но и быть достижимыми.

3. Принятие решения.

«Съесть пирог и сохранить его». Вместо следования принципу удовольствия, человек следует принципу реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все. Мы отдаем предпочтение тому, что более привлекательно и достижимо. Трудность - решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Фромм писал: «за бегство от ответственности человек лишается одной из величайших человеческих ценностей - свободной воли».

4. Утверждение в решении.

Первым фактором есть живая, динамичная вера, а если ее нет, то готовность попытаться, рискнуть. Утверждение решения состоит в заявлении или приказе, который человек отдает себе сам.

5. Планирование.

Иметь в виду промежуточные цели, программу последовательных шагов, но не терять из виду реальность и конечную цель.

6. Направлять выполнение решения.

Во-первых, динамическая сила воли, во-вторых, настойчивость. Динамическая воля - «Да будет так», а настойчивость - умение постоянно удерживать в центре внимания устойчивый образ. Кроме того, удерживание направления и способность «подавлять» препятствия.

Порядок тренировки воли

Упражнение 1. Часть А Расслабиться:

1) неприятности, которые доставляет вам и вашим близким недостаточно развитая воля, исследовать каждую, составить список, ощутить чувства: стыд, недовольство и желание изменить положение вещей;

2) преимущества, которые даст развитие воли, исследовать, сформулировать, список, чувства;

3) представить себя с сильной волей, походку, поведение в различных ситуациях, настойчивость, управление поведением в прежних ситуациях, когда воля не проявлялась.

Упражнение 1. Часть Б

Подобрать литературу для чтения, стимулирующую веру в собственные силы. Читать медленно, делать выписки, перечитывать, лучше биографии выдающихся людей. Никому не рассказывать о принятом решении.

Упражнение 2. Выполнение бесполезных упражнений - рассыпать несколько коробок спичек и подобрать их все до одной.

Упражнение 3. Воспитание воли в обыденной жизни.

Встать пораньше. Торопиться не спеша. Сохранять душевный покой во время рутинной работы. Не давать воли плохому настроению. Есть медленно, в расслабленном состоянии. Прекращать работу, если устали, а не наращивать темп. Сделать упражнения или расслабиться. Ложиться спать в определенное время. Отмечать победы и неудачи, относясь к этому со спортивным задором.

Упражнение 4. Физические упражнения для воспитания воли.

Единственная цель - воспитание воли. Делать с большой точностью и вниманием. Не силовые и не возбуждающие, а требующие терпения, спокойствия, ловкости и мужества. Альпинизм. Ходьба.

КОММЕНТАРИИ К УПРАЖНЕНИЯМ

Использовать низшие стремления для высших целей.

Гордость, стремление при положительном переносе доставить удовольствие терапевту, потягаться с собой, добиться похвалы. Не вызывать сопротивление бессознательного, не слишком серьезно относиться к техникам и не впадать в педантизм.

СООБРАЖЕНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ Проблема - сохранить равновесие между фазами воли: вначале предложить план, а затем давать техники.

1. Слабое место - определение цели, часто в связи с тем, что сильная воля поставлена на службу очень сильного влечения. Момент принятия решения - это не результат борьбы противоположных сил, изъявляющее волю. «Я» человека является или может являться координатором этих сил. Поэтому, если воля не опускается до одного уровня с соперничающими влечениями, она становится сверхсилой.

Техника - осознать в себе этот недостаток и то, к чему он ведет.

2. Слабая оценка - помочь сознательно оценить данную ситуацию, на этой основе помочь найти и выбрать цель и обдумать пути ее достижения.

3. Трудность выбора - проанализировать причины: нежелание видеть альтернативы, нежелание отдать предпочтение, поскольку необходимо отказаться от чего-либо.

4. Отказ труден для пациентов с сильной волей, не приемлющей никаких отказов - чрезмерное развитие силы воли при недостаточном развитии стадии обдумывания и принятия решения.

5. Сложности с этим у людей с динамической волей, иногда слишком нетерпеливых тогда, когда требуются мудрость и чувство меры, учет реальной ситуации, реакции окружающих.

6. Направление выполнения решения - требует от воли четкого представления цели, однонаправленности, динамической энергии, настойчивости и самоограничения.

Динамическая воля может использоваться для воспитания настойчивости, а настойчивость - питает силу воли.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Воспитание воли требует дифференцированного подхода и понимания, какой из компонентов нуждается в развитии.

Чрезмерное развитие личной воли ведет к подавлению других людей. Для устранения недостатка необходимо:

1) поддержание равновесия фаз;

2) развитие других функций, уравновешивающих функцию воли: чувства любви к людям, сострадания, этического чувства, ответственности за других, невозможности нанесения вреда другим;

3) пробуждение к действию духовной воли, связанной с постижением духовного «Я», дезидентификация личного «Я» от низших влечений, слияние энергии воли и энергии любви - «любящая воля» (не путать с подчинением личной воли высшим чувствам).

Огромный процент больных, которые обращаются за помощью к поликлиническим врачам в любом возрасте, составляют больные с так называемыми дистониями. Можно с уверенностью сказать, что это - самый модный диагноз, особенно у подростков. Под этим диагнозом прячется все, в чем наши коллеги не хотят или не могут разобраться. И это не случайно, поскольку это действительно очень сложно и требует исключительно психосоматического подхода, так как чисто соматическая симптоматика очень бедна. Слабость, вялость, головные боли, лабильное артериальное давление с неадекватным ответом на нагрузку, согласитесь, что это - вегетативные неспецифические реакции, которые могут быть следствием множества нарушений в психоэмоциональной сфере. Рассмотрим, с чем здесь можно столкнуться.

Прежде всего, вегетативная реакция может быть следствием избыточной реакции накопления, избыточная тревожность приводит к постоянному напряжению. Застой в реакции смирения - печаль о прошлом и неприятие настоящего дадут аналогичный результат. Застой в фазе капитуляции - подавленный страх, в фазе концентрации - подавленный гнев, в фазе экспансии - подавленная агрессия - все это дает разной степени проявления вегетативной реакции. Языком вегетатики такие больные сообщают нам о своих внутренних напряжениях. Лабильность этой симптоматики, в том числе артериального давления, свидетельствует о переходе одной застойной реакции в другую, так как облегчения больные не испытывают.

Лечение таких больных - процесс трудный и неблагодарный, так как у многих из них это состояние является рентным, т.е. выгодным. Поэтому прямое воздействие встречает яростное сопротивление: «Я тяжело болен, а вы не хотите этого признавать и отказываете мне в адекватном (дорогом) медикаментозном лечении». Говорить таким пациентам о том, что их заболевание не из разряда самых тяжелых, значит, нарваться на прямые оскорбления.

Лучше всего работу с ними начинать скрыто, через родственников, воспитателей и учителей. Такие пациенты охотнее пойдут на прием к психологу, чем к врачу-психотерапевту. Наилучшим вариантом будет групповая работа с этими больными, которую на первых порах можно преподнести как работу

в кружках по интересам, спортивных или оздоровительных группах, а затем плавно перейти на работу по личностному росту.

У таких пациентов имеются «букеты» (именно так, любовно, они называют сочетание своих болезней) требующих решения проблем: проблем отношений (семейных, сексуальных и социальных). Научить терпеть и надеяться, прощать себя и других, любить и не желать невозможного, концентрировать волю и преодолевать препятствия - в каждом случае дистонии задача звучит по-разному, но всегда сложно. А ведь с дистонических состояний начинаются серьезные расстройства не только сердечно-сосудистой системы, но и желудочно-кишечной и опорно-двигательной. Язык дистонических симптомов еще не внятен, - когда разыграется выраженная психосоматика, все станет ясно, но уже появятся органические изменения. Правильно лечить таких пациентов на функциональной стадии - значит, предотвратить развитие органических изменений. Для этого нужно «смутный» язык тела перевести на ясный язык слов и поступков. А это значит, научить искренности в выражении мыслей и чувств, «провентилировать» пациента. В связи с огромным количеством возможных вариантов рецепт воздействия в этих случаях мы не можем предложить. В одних случаях больше подходят методы релаксации, в других - мобилизации, все зависит от фазы (или фаз) преодоления препятствия, в которой имеется застой.






Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Тэги: