знаний, убеждений, способностей, а также не признает за пациентом возможности решать, какое участие он примет (и примет ли вообще) в психотерапевтическом процессе.

СТАНДАРТИЗОВАННЫЙ ПОДХОД

Не приписывая основной роли власти гипнотизера, эта точка зрения выдвигает на первый план субъекта как главный объект изучения, считая обычно степень восприимчивости к гипнозу присущим ему постоянным свойством. В силу этого гипнотизер может пользоваться стандартизованным набором воздействий, который остается неизменным для различных субъектов. Другими словами, субъект либо поддается гипнозу, либо нет, а от поведения гипнотизера в действительности мало что зависит.

КООПЕРАТИВНЫЙ ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА СОТРУДНИЧЕСТВЕ Многие современные психотерапевты считают, что восприимчивость к трансу (мы намеренно с этого момента вместо слова «гипноз» будем употреблять слово «транс») отражает взаимодействие между мотивациями и интересами пациента, с одной стороны, и гибкостью и отзывчивостью терапевта, с другой. Основной вклад в такой клинический подход к трансу внес доктор медицины Милтон Г. Эриксон. Подход Эриксона заключается прежде всего в сотрудничестве и выдвигает на первый план взаимопроникающую триаду единиц, вовлеченных в гипнотический взаимообмен: терапевт, пациент и

взаимоотношения между ними. Такой подход подчеркивает, что транс всегда проявляется в контексте взаимоотношений, в котором ни терапевт, ни пациент не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Стереотипы самопроявления субъекта рассматриваются как основа возникновения терапевтического транса. Это требует не стандартизованных, а адаптивных команд: терапевт сначала следует за текущим поведением пациента, а затем начинает его вести. При этом путь к трансу всегда уникален, основан на уникальных самопроявлениях как терапевта, так и пациента. Другими словами, транс возникает из межличностного взаимодействия на уровне ощущений, когда терапевт подстраивается к пациенту, тем самым позволяя обеим сторонам становиться все более восприимчивыми друг к




Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Тэги: ,