повышение давление в малом круге, усиление секреции и защитное спазмирование бронхиальной мускулатуры: кислород не нужен, а больной продолжает жадно захватывать (накопление) и усваивать (смирение) кислород воздуха. Больной расширяется, раздувается вместо того, чтобы выделять излишек воздуха. Предполагается, что мешают этому не спазмированные бронхи, а страх и тревога. Чем же тогда объяснить положительный результат от применения бронхолитиков? Дело в том, что, согласно гипотезе чередования реакций, для разрешения приступа необходимо прийти к реакции экспансии. Это реакция расхода энергии, регулируемая активностью симпатической системы. Практически все средства, направленные на купирование приступа, - это средства, усиливающие активность симпатической системы. Сюда относятся и катехоламины (в частности, адреналин), и глюкокортикоиды. Именно последние, вместе с ускорением перехода на последующие реакции на препятствия, подавляют извращенный и усиленный иммунный ответ - аллергию.

Психотерапевтическая модель коррекции состояния больного при бронхиальной астме (а лучше сказать - при повышении давления в малом круге кровообращения) базируется на коррекции деструктивной модели чередования реакций у таких больных. Все начинается с тревоги (реакция накопления). Затем включается реакция смирения (усвоения) с характерной для нее печалью. И наконец присоединяется реакция капитуляции с ее страхом. В этом треугольнике (вместо пентаграммы) происходит смена реакций как в подсознании, так и в теле.

Пациент тревожится о будущем, печалится о прошлом и боится настоящего. Гнев и агрессия подавлены (рис. 33).

Задача состоит том, чтобы выявить источник агрессии, увидеть цель, к которой неосознанно стремится пациент. Это сформирует реакцию концентрации, а затем - показать конструктивные механизмы реализации цели как желаемого состояния. Такими конструктивами может быть только проявления реакций экспансии и капитуляции (отдых при расслаблении). По выражению Людвига Бисвангера, мы должны помочь человеку стать




Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Тэги: ,