левое сердце выполняет преимущественно симпатическую работу, а правое - парасимпатическую.

В случае, когда оба или один из механизмов повышения давления в малом круге включены (парасимпатическая реакция на этапах накопления и смирения), а симпатическая, направленная на преодоление препятствия, -нет, давление в малом круге становится устойчиво повышенным. Теперь нужно только небольшое дополнительное стимулирующее воздействие (любой источник напряжения) - и приступ удушья начнется.

Для реакций накопления и смирения характерны эмоции тревоги и печали. Подавленной (нежелательной, по сформировавшейся системе убеждений) является реакция агрессии. В клинической практике отмечено, что именно подавленное чувство агрессии (в частности, сексуальное) характерно для больных бронхиальной астмой.

Становится понятным механизм формирования наследственного стереотипа убеждений. Ребенок наблюдает поведение родителей, видит их реакцию на препятствие (отсутствие агрессии) и повторяет (моделирует) его. Кроме того, такое поведение ребенка подкрепляется родителями положительно: его хвалят и награждают за послушание различными способами. Противоположное поведение ребенка (агрессивность, непослушание) всячески подавляется отрицательными подкреплениями: наказанием и пренебрежением. В ответ на это переживающий сильную эмоциональную реакцию ребенок непроизвольно включает учащенное дыхание со всеми вытекающи-

ми последствиями. В последующем с помощью механизмов «передвигания и сгущения» (термины из психоанализа) эти вегетативные реакции будут распространяться на большинство актуальных конфликтов.

Отсюда предложения по психотерапевтической профилактике бронхиальной астмы: искать возможности социально приемлемых форм проявления реакций экспансии (агрессии) ребенка.

Возвратимся к провоцирующим приступ факторам. При всем их многообразии они могут быть объединены одним механизмом - рефлексом. Это безусловный рефлекс ирритантных рецепторов, расположенных в дыхательных путях. Адекватная реакция этого рефлекса заключается в том,




Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Тэги: ,