же, такие исходы случались) сформировали устойчивый тревожно-мнительный фон, который усиливался панической реакцией бабушки на обычные аденовирусные инфекции.

Мать стала проводить с девочкой больше времени, на ее бронхит перестали реагировать, приступы вначале стали реже, а затем и вовсе прекратились. Девочка пошла в школу, догнала учебную программу, очень хорошо училась, практически не болела. Настораживало избыточное питание девочки при достаточной подвижности - это могло свидетельствовать о сохранившейся тревожной реакции.

Примерно через год мать вновь с головой ушла в роботу, девочке опять стало не хватать материнского внимания и первый же серьезный конфликт с одноклассниками закончился пневмонией. Как и прежде, на ее лечение были брошены все силы семьи, применялись мощнейшие антибиотики и после выздоровления от пневмонии возобновились приступы бронхиальной астмы.

Несмотря на имевшийся положительный опыт психотерапевтического лечения в прошлом, ни мама, ни бабушка повторить курс лечения не хотели. Они понимали, что меняться придется им - мама же не хотела менять свой образ жизни, а бабушка - убеждения.

Заканчивая данный раздел, мы хотим, чтобы у читателя не создалось впечатления, что автор категорически возражает против медикаментозного лечения. Оно часто является обязательным. И вместе с тем, при переходе к хроническим формам заболевания психотерапевтическая коррекция необходима, так как истинные причины хронизации болезни - неосознаваемые деструктивные убеждения, нарушающие нормальный ход чередования реакций на препятствие.

Приведенные выше психотерапевтические рекомендации для лечения как взрослых, так и детей, отражают наши предпочтения. Ни в коем случае не следует считать, что они подходят для всех. Психотерапия остается в большей степени искусством, чем наукой. А поэтому, как и в каждом искусстве, четких границ мастерства провести нельзя.






Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Тэги: ,